Эмоциональный интеллект бизнес-аналитика: Важность контроля эмоций в рабочих разговорах

В арсенале Business Analytic (BA) присутствуют различные инструменты и методы, благодаря которым он взаимодействует с командой и заказчиком, описывает задачи и требования к проекту, составляет документацию и осуществляет множество необходимых для успешной работы действий.

Но для того, чтобы стать отличным специалистом в этой сфере, недостаточно просто уметь излагать свои мысли. Необходимо овладеть навыками эффективной коммуникации: направлять беседу в нужное русло; доносить до собеседника свои идеи и выбирать для этого подходящий момент; слышно оппонента и снижать «градус» беседы, когда это необходимо.

Уменьшение эмоционального напряжения во время разговора – одно из важнейших умений ВА. Доводы и аргументы не приносят пользы, когда собеседник находится в состоянии гнева, обиды, раздражения или стресса. В такой ситуации он просто не услышит вас.

Как вернуть контроль над ситуацией?

Если ситуация обостряется и дискуссию следует вернуть в конструктивное русло, бизнес-аналитики со стажем рекомендуют воспользоваться следующими методами:

  • Предоставьте оппоненту возможность выговориться. Как только человек выскажет все, что хотел, он будет готов услышать вас.

  • Дайте понять, что осознаете важность проблемы и готовы обсуждать ее решение. Подчеркивайте общность с партнером и проявляйте искреннюю заинтересованность делом.

  • Во время беседы старайтесь чаще произносить имя собеседника. Главное – не переусердствовать.

  • Предлагайте конкретный выход из сложившейся ситуации. Спрашивайте, какой вариант собеседник считает приемлемым, если он отказывается рассматривать ваше предложение. В таком случае, оппонент будет вынужден контролировать эмоции, чтобы собраться с мыслями и донести свои идеи до аудитории.

  • Соглашайтесь с правотой человека и признайте вину, если это действительно так. Ситуация вряд ли станет выигрышной, но поводов для излишней эмоциональности и обвинений в ваш адрес станет меньше.

  • Не отвечайте собеседнику взаимной агрессией.

  • Подчеркивайте значимость партнера и его мнения. Делайте акцент на том, что ваши дальнейшие отношения очень важны.

  • Не забывайте о невербальной коммуникации — спокойном, уверенном темпе речи, сохранении оптимальной дистанции, установлении и поддержании зрительного контакта.

  • Используйте абстрактные вопросы для ухода от темы: "Кстати, а что вы думаете о…?", "Могли бы объяснить подробнее, как это работает?" тому подобное. Такие вопросы застают собеседника врасплох, отвлекают от «острого» момента и требуют времени на размышления и формулировки ответа.

  • Не забывайте о юморе (своевременном и уместном). Он часто помогает разрядить напряжение и способствует установлению более близкого контакта между людьми.

Многие из этих техник универсальны. Их можно использовать при переговорах, повседневной или профессиональной коммуникации, а также для снятия напряжения не только в области бизнес-анализа, но и в любой другой сфере жизни.

Напоследок отмечу, что умение успешно справляться с эмоциями — чужими и своими — пригодится вам и позволит чувствовать себя уверенно в разных ситуациях.