Кто такой Project Manager?

Хотите найти работу в ИT-сфере или получить новую должность, но не знаете, с чего начать? Именно для этого мы запускаем серию статей "IT Role" о должностях в ИT-сфере

Мир ИT многогранен и полон возможностей: у нем есть место творчеству, точным техническим наукам, филологии, менеджменту, анализу. И он готов «принимать» специалистов с самым разным бэкграундом и уровнем знаний.

Чтобы помочь вам найти проложить свой путь в IT быстрее и легче, мы запускаем серию статей «IT Role» о должностях в ИT-сфере. И первая часть будет о том…

Кто такой Project Manager?

Project Manager — это нетехническая должность, главная задача которой — управлять проектом. Как сказал Тревор Л. Янг: «Управление проектом — это динамический процесс, который вовлекает подходящие ресурсы организации для достижения четко определенных целей, которые можно назвать стратегическими нуждами. Он всегда проходит с определенным набором ограничений».

Задачи Project Manager’а

Давайте опишем основные задачи согласно нескольким критериям.

С точки зрения перспективы:

  • У долгосрочном плане PM должен следить за скоростью продвижения к главной цели проекта, ее актуальностью и тем, какими способами команда идет к ней.
  • У краткосрочной перспективе он отвечает за план разработки, создание команды, налаживание коммуникации между всеми стейкхолдерами проекта, собственно работу над проектом, сроки и качество созданного продукта.

С точки зрения ориентированности:

  • Ориентация на клиента — PM должен обеспечить достижение целей проекта для повышения уровня удовлетворенности клиента.
  • Ориентация на компанию — PM должен обеспечить достижение заданных финансовых показателей (маржинальность).
  • Ориентация на команду — PM должен обеспечить благоприятную рабочую атмосферу путем правильной мотивации отдельных членов команды; отслеживать, предотвращать или смягчать возможные конфликты; помогать у карьерном развитии.

Обязаности PM’а

 

  1. Создание архитектуры проекта в целом или отдельного функционала. Здесь PM отвечает за проведение собраний, у рамках которых определяется как будет создаваться проект или функционал на основе заявленных целей.
  2. Планирование дальнейших шагов. После создания общего видения проекта PM должен изучить факторы, которые могут повлиять на успешное завершение проекта (в частности, важную долю здесь занимает Risk Management).
  3. Налаживание коммуникации между стейкхолдерами. Это важный момент — клиент должен быть у курсе, что происходит с его проектом, а команда — понимать направление общего движения.
  4. People Management. Помимо коммуникации, PM необходимо поддерживать высокий уровень удовлетворенности как со стороны клиента, так и со стороны команды, чтобы предотвратить возможные конфликты и несостыковки.
  5. Администрирование бюджета. Нужно планировать бюджет исходя из целей проекта. Сначала обеспечить основные расходы, после, по возможности, — дополнительные.
  6. Ведение документации. Проектный менеджер отвечает за создание, обновление и хранение документов, относящихся к проекту. Это могут быть планы, отчеты, требования к спецификации, графики, протоколы встреч, контракты и т. д. Сохранение документов у соответствующей структурированной форме помогает обеспечить доступность и эффективность поиска.
  7. Оперативная деятельность. Здесь имеется у виду отслеживание процессов внутри проекта на ежедневной основе для быстрого реагирования на возможные проблемы или возникающие риски.

Пути развития менеджера проектов

 

  • Горизонтальный карьерный рост. Вы расширяете количестве проектов, команд и постепенно превращаетесь в Program Manager, у которого в подчинении могут быть команды не только по всей стране, но и по всему миру.
  • Вертикальный карьерный рост позволяет расти до топ-менеджмента, к примеру, стать CEO или CFO.
  • Также можно уходить у смежные области — бизнес-анализ, управление продуктом, тестирование.

Кому подходит должность Project Manager

 

Итак, идеальным набором навыков для вступления в должность будет знание инструментов и артефактов, понимание процесса разработки ПО, развитые лидерские, коммуникативные и аналитические навыки, умение проводить презентации, способность работать с конфликтами. Но на этом список не заканчивается. У дальнейшем мы детальнее расскажем об инструментах, артефактах и других важных вещах.

Вы чувствуете готовность пополнить семью проджект-менеджеров? Мы с удовольствием покажем вам путь! Регистрируйтесь на курс «Основы управления проектами» или «Эксперт в управлении проектами» прямо сейчас.