Искусство бизнес-анализа: когда "хочу" превращается в идеальный софт!

16 июля 2021

Любой бизнес, независимо от доменной области, размера или типа организации, состоит из множества маленьких винтиков - бизнес-процессов, которые должны крутиться слаженно и эффективно, то есть исключив лишние движения и элементы для достижения поставленных целей. Как понять, что какое-то действие является лишним или неправильно работающим? Конечно с помощью аналитики - сбора данных, их обработки и составления выводов на основе полученной информации.

Существует много видов аналитиков в зависимости от задач и целей. Детально о них вы можете прочесть в статье “Многогранность анализа”. Помимо указанных там, можно еще выделить следующих специалистов:

  • аналитик бизнес-процессов. Суть роли понятна из названия: изучить бизнес-процессы в компании и составить план для их улучшения. 
  • инвестиционный аналитик. Его задача - проанализировать, насколько привлекателен тот или иной бизнес с точки зрения инвестирования в него.
  • аналитик продукта. Изучает продукт с помощью метрик и находит места, где возможны улучшения.   

Что общего у всех аналитиков?

Это их конечная цель: понять состояние AS-IS (где сейчас находится компания/проект/продукт), помочь сформировать видение TO-BE (куда руководство/клиент хочет прийти) и создать детальный ROADMAP (план, который опишет конкретные шаги для путешествия из точки А в точку Б). Иными словами, специалисты из сферы аналитики должны превратить абстрактное желание/видение/мысль в список конкретных задач, а затем в процессе движения к цели следить за эффективностью происходящего с помощью метрик.

Функции бизнес-аналитика

  1. Requirements Management / Управление требованиями. Бизнес-аналитик должен уметь выявлять требования и оформлять их как можно детальнее, при этом разделяя их на “действительно требования” и несрочные “хотелки”.
  2. Стратегический анализ. БА должен “видеть” дальше и больше: то есть, сейчас принимать такие стратегические решения, которые в будущем помогут выйти продукту/проекту/компании на абсолютно новый уровень эффективности.
  3. Разработка решений. Бизнес-аналитик должен задокументировать выявленные требования и, в идеале, создать прототип для их реализации - чтобы лучше донести потребности бизнеса команде, воплощающей их в жизнь.
  4. Product Management / Управление продуктом. Общение со стейхолдерами: разработчиками, клиентами, менеджментом, дизайнерами и т.д.

Как выглядит IT Business Analyst

Бизнес-аналитик в IT - это связующее звено между представителями бизнеса (клиентом) и командой разработки (разработчики, тестировщики, дизайнеры, проджект-менеджеры и т.д.), которое помогает им говорить друг с другом на одном языке. БА изучает потребности бизнеса, проблему, с которой клиент пришел в компанию, а затем формирует четкий запрос (=требование), который должен отражать желание клиента (чтобы созданное решение удовлетворяло потребности бизнеса) и, в то же время, быть понятным для тех, кто это решение будет создавать (иначе эффективность и скорость реализации проекта будут страдать). А разработка прототипов позволяет точнее доносить задачи разработчикам и быстрее согласовывать требования с клиентами.  

Обязанности IT Business Analyst

  • Анализ потребностей клиента.
  • Оформление требований к продукту и разделение их на категории (бизнес-, функциональные, не функциональные).
  • Анализ полученных требований.
  • Анализ проблемных зон бизнеса и предложения для их изменения.
  • Управление требованиями.
  • Создание эффективной коммуникации между клиентом и командой разработки.

Стоит отметить, что одним из самых важных умений аналитика является его способность быстро погружаться в доменную область клиента, изучать строение и особенности бизнеса, так как эти знания помогают находить возможные точки для роста и развития.

Типичный день бизнес-аналитика

  • Встречи и общение. Например, митинги с командой и клиентом, консультации со специалистами.
  • Анализ собранных данных и создание концептуальных решений. 
  • Работа с требованиями: сбор, оформление, создание спецификаций. 
  • Создание визуальных материалов для демонстрации возможных решений.

И сколько я буду получать, если стану BA? И смогу ли я куда-то расти?

Согласно dou.ua, БА с опытом работы меньше года в июне-июле этого года в среднем получил 1000$, аналитик, у которого в арсенале 2-3 года работы на этой должности - 2000$, более 5 лет - 3000$.

Огромным плюсом работы в качестве бизнеса-аналитика является то, что он понимает принципы организации бизнес-процессов, создания продуктов и развития компаний в целом, поэтому варианты развития его карьеры достаточно обширны.

  • Вертикальный карьерный рост может начаться с позиции Intern и затем идти к уровню Junior, Middle, Senior, Team Lead. Дальнейшем вариантом развития может стать позиция CEO: благодаря отличным аналитическим способностям, умению принимать порой неожиданные, но стратегически эффективные решения, такой руководитель сможет выводить бизнес на желаемый уровень.
  • Горизонтальный карьерный рост. Выше мы рассмотрели с вами разные виды аналитиков - вы всегда можете пойти на курсы и попробовать смежные аналитические профессии. Сюда можно отнести еще такие технические роли как Business/System Architect.  
  • Еще один вариант - это смена профессии: получив необходимые навыки, можно пробоваться на роль Project Manager, Product Owner, Product Manager, Program Manager и т.д. 
  • Консалтинг. Профессия бизнес-консультанта сейчас очень перспективна, так как он помогает находить слабые точки бизнеса, предлагать решения для их устранения и находить возможности для дальнейшего роста и развития.

Хотите примерить на себя эту роль, получить необходимые навыки и построить карьеру в сфере бизнес-аналитики? Тогда мы ждем вас на нашем курсе “Бизнес-анализ в IT”, который позволяет пробоваться на роль Intern/Junior BA сразу после получения сертификата!

Похожие темы