Human Resources Management: разложим по полочкам.

Как вы считаете, когда начинается знакомство с компанией? Как правило, интерес со стороны соискателя проявляется на этапе поиска и изучения вакансий, а вот полноценное знакомство - во время собеседования. Именно сотрудник HR-отдела - первое лицо, которое общается с кандидатами прежде, чем они приступят к своим обязанностям после трудоустройства, сопровождает во время рабочего процесса и становится последним, с кем сотрудники общаются перед уходом из компании. Не важно, какой у вас бизнес или размер компании: самый главный ваш капитал - это люди, благодаря которым “крутятся винтики и машина едет”. А значит, один из самых главных “инструментов” ведения бизнеса - это слаженная работа отдела по управлению персоналом или Human Resources Management (HRM) Department

Составляющие процесса по управлению персоналом

В самом широком смысле, HRM - это то, как компания управляет персоналом в целом: от процесса рекрутинга до удержания сотрудников. Когда компания совсем маленькая, то HR‑функции вполне могут быть частью другой роли (например, когда проджект-менеджер ищет разработчика себе на проект или тимлид прописывает план карьерного развития для тестировщика) или же быть обязанностями HR manager/generalist - менеджера по управлению персоналом.

Но с развитием бизнеса, как правило, растет коллектив и одному человеку становится сложно выполнять основные функции, которые можно разделить на 3 области:

  • Подбор кадров (Talent Acquisition), 
  • Управление талантами (Talent Management), 
  • Компенсации и поощрения. 

Чем отличаются Talent Acquisition от Talent Management и где здесь Рекрутинг?

Эти процессы идут один за другим: сначала вам нужно найти сотрудника, а затем заниматься его карьерным развитием и удержанием в компании. Поэтому, давайте немного поговорим подробнее о них.

Подбор кадров (Talent Acquisition) - это процесс привлечения, нахождения и найма квалифицированного персонала для того, чтобы закрывать потребности в рабочей силе. 

Стратегические задачи отдела по подбору кадров:

  • Построить сильный бренд работодателя, чтобы привлекать подходящих кандидатов.
  • Создавать каналы привлечения кандидатов так, чтобы закрывать не только текущие, но и будущие потребности бизнеса.
  • Поддерживать хорошие отношения с кандидатами, не прошедшими собеседование, так как в будущем они могут вам понадобится.

Исходя из задач, процесс подбора кадров можно разбить на 2 направления:

  1. Маркетинг - для работы над брендом, повышения осведомленности и создания интереса к компании.
  2. Рекрутинг - собственно процесс поиска и найма на работу. 

Правильно построенная работа в этом отделе позволяет компаниям быть проактивными и работать не на закрытие “горящих” вакансий, а искать сотрудников “наперед” благодаря созданным разнообразным каналам и источникам для привлечения соискателей.

Управление талантами или человеческим капиталом (Talent/Human Resources Management) начинается с момента подписания оффера. Здесь мы говорим о стратегии для управления, оценивания, развития и удержания сотрудников.  

Стратегические задачи отдела по управлению талантами:

  • Обучать сотрудников с высоким потенциалом.
  • Реализовывать тренинговые программы для сотрудников.
  • Создавать планы для найма, онбординга и преемственности.
  • Заниматься менторством, вознаграждением и повышением сотрудников.

Налаженная работа этого отдела позволяет “растить” специалистов для ключевых позиций внутри компании, снижать текучесть кадров, помогать сотрудникам самореализовываться, а компании - закрывать свои бизнес-потребности. 

Управление человеческим капиталом состоит из:

  • планирования кадровых ресурсов,
  • онбординга,
  • управления качеством работы,
  • обеспечения повышения квалификации и поддержки производительности,
  • создания планов преемственности,
  • распределения компенсаций и поощрений,
  • сравнительного анализа навыков специалистов. 

Немного о ролях в Human Resources Management  и сколько они получают

Как мы уже выше говорили, управлением персоналом в целом занимается HR‑manager. Это специалист, который, по сути, умеет играть сразу на нескольких инструментах и свободно заменяет небольшой ансамбль: может создать вакансию и закрыть ее, организовать процесс адаптации и разработать индивидуальный план создания карьеры, позаботиться о преемственности и хороших отношения с уволившимися сотрудниками. 

Сколько он зарабатывает? Согласно dou.ua, HR с опытом до года может рассчитывать на 450 долларов в месяц. Если ваш опыт работы более 3 лет, то средний показатель - 900 долларов, 5+ лет - уже можно говорить о 1500 долларов. 

Но есть и более узкие специалисты. К примеру, вы уже знаете, чем может заниматься Talent Acquisition Specialist и Talent Management Specialist. Но чем больше компания, тем больше задач ставится перед отделом по управлению персоналом, и тем больше специалистов нужно вовлекать. 

Рекрутер - это специалист, чья задача - найти необходимых специалистов для открытых вакансий. Он может быть внешним (когда обращаются в кадровые агентства) и внутренним (если работает в компании). 

Сорсер (Sourcer) - можно сравнить с тайным шпионом, так как его задача - найти как можно больше информации о кандидате с помощью различных инструментов (к примеру, в таких соцсетях, как LinkedIn и Facebook) и способах для связи с ним. Затем эта информация передается рекрутеру. 

Хедхантер (Headhunter) - здесь название говорит само за себя. Когда ставки высоки, то компании прибегают к услугам специалиста, который должен закрыть вакансию самым лучшим кандидатом из имеющихся на рынке труда в целом. 

Менеджер по кадрам/Кадровик (Human Resources Officer) - отвечает за правильное оформление и ведение документов с точки зрения закона. Именно этот специалист принимает на работу, открывает и закрывает отпуски и больничные, правильно оформляет увольнение, а также ведет базу данных всех сотрудников в компании. 

Куда дальше можно расти менеджеру по персоналу

Так как специалисты в сфере управления персоналом обладают отличными коммуникационными и аналитическими навыками, то есть разные варианты для их дальнейшего развития.

  • Вертикальный карьерный рост может позволить стать HR-директором или стратегическим партнером. 
  • Можно развивать свою карьеру в "горизонтальной" плоскости - осваивая смежные профессии и расширяя свою зону ответственности, тем самым превращаясь в универсального специалиста.
  • Можно сменить отрасль - это будет создавать новые вызовы и возможности: к примеру, проджект-менеджмент или бизнес-анализ. 
  • Еще один вариант - консалтинговые услуги, которые сейчас приобретают популярность.

Похожие темы