IT-специалисты и личный бренд: зачем это нужно?
Недавно обсуждали с командой тему личного бренда и мне задали интересный вопрос: «Зачем мне (вопроснику), обычному аналитику или наемному руководителю проектов, личный бренд. Что он даст? Больше денег? Более интересные проекты? Расширит круг общения?». Короткий ответ — да, все это гораздо больше.
И вот еще вопрос, с которым ко мне приходят: «Как некоторые люди получают лучшие предложения по работе (хотя они их не ищут), а я разослал уже десяток резюме и мне никто даже не перезванивает?». Найдем ответ вместе.
Для кого-то личный бренд – способ достичь своих профессиональных целей: продвинуться по карьерной лестнице, найти сотрудников в команду, привлечь клиентов или инвесторов. Для других — возможность получить признание, определенный способ самовыражения.
Конкуренция на рынке труда в ИТ-отрасли по-прежнему высока. И хотя спрос продолжает расти, многие хорошие позиции закрывают еще до того, как дело доходит до публикации вакансии. А иногда позиции специально открывают под конкретного специалиста. Подобное происходит, потому что об этих людях знают и говорят, их рекомендуют.
Кратко об основных понятиях
Бренд – слово, которое связывается в сознании представителей какой-то группы с определенным товаром или услугой.
Например, FAGMA (Facebook, Amazon, Google, Microsoft, Apple) — те же 5 корпораций, запустивших мировую цифровую трансформацию. Каждая из них – бренд. Они вместе бренд. Но только в глазах у определенной, пусть и очень большой, группы.
Nutella, BMW, Victoria's Secret – все эти слова тоже говорят о чем-то определенным группам людей.
А вы знали, что слово «бренд», пришедшее к нам из английского языка, происходит от древнескандинавского глагола «выжигать» — ведь именно обжигом метили домашний скот, показывая, кому он принадлежит.
Конечно, со временем брендинг трансформировался: сначала ремесленники начали обозначать свои работы, а потом это превратилось в гонки производителей, когда каждый пытался доказать, что товар его бренда лучше других, а «выжженное» название говорит само за себя.
А ваше имя говорит о чем-нибудь? Думаю, что да, но опять же в определенной группе людей. Но как она велика?
Если начнем говорить о персональном бренде, можно дать следующие определения:
Тогда профессиональный личный бренд можно описать как ценностное предложение, которое можете смело и уверенно посоветовать рынку. Ведь наличие Youtube-канала, Instagram с двухсоттысячной армией поклонников, 5000 подписчиков на Facebook еще не говорят о наличии профессионального личного бренда.
Как говорит мой коллега, автор книги «Переговоры с дельфинами», Максим Роменский: «Задачи у личного бренда разные».
Есть люди, которым он необходим для создания фанклуба. Такие личности питаются вниманием. Есть люди, которым нужен бренд, чтобы трансформировать его в деньги/власть/воздействие/возможности продвижения проектов.
Важно понимать, что ваша должность не заставит людей вспомнить вас в момент открытия интересной вакансии. Если вы хотите выделиться, нужно поделиться тем, что делает вас незабываемым – «выжигает» в памяти других. Эти отличные факторы могут включать ваши навыки, образование и интересные компании, в которых они работали. Они также могут быть связаны с личной жизнью, хобби, увлечениями, благотворительной деятельностью.
Попытайтесь ответить на вопрос о своих сильных сторонах
И нет, это не заезженный пункт на собеседованиях. Это то, что нужно действительно хорошо понимать о себе.
И так, шаг за шагом, задав себе эти вопросы, проводя as is → to be анализирование, приходим к тому уникальному образу себя, который и будет нашим личным профессиональным брендом. Он сделает нас более узнаваемыми, успешными и счастливыми.
В то же время следует помнить, что личный бренд — постоянная работа над собой. Это глубинное понимание, кто вы сегодня и как полноценно раскрыть свой потенциал для себя завтрашнего. Вы меняетесь, и мир вокруг вас тоже – поэтому должно трансформироваться и ваше «предложение».
Выход на новый уровень вы получаете уже в процессе работы. Именно желание его выстроить и ответные шаги дадут ощутимый и неожиданный результат. А дальше репутация будет работать на вас.
Пример ситуаций, когда мне помог личный бренд
Ситуация 1
Несколько лет назад я ввела IT-конференцию в Днепре – RUN IT. Первая конференция собрала 450 участников. В то же время, бюджет на рекламу был нулевой. Ситуацию спасли сильная репутация, широкий нетворкинг, личный бренд, а также поддержка соучредителя и ИТ-комьюнити.
Ситуация 2
Некоторое время я работала в одной компании на роли Delivery Manager. Моя задача заключалась в запуске проекта для нового клиента – швейцарского банка. Для этого требовалась команда из 50 человек, которых нужно было найти за короткий срок.
Для небольшого рынка Днепра это достаточно непростая задача. Однако, имея хорошую репутацию на рынке, нам удалось закрыть все вакансии в указанный срок. Приблизительно 30% команды пришли из моей личной сети контактов.
Уверенность в себе, осознанность, открытость мира и спокойное отношение к негативным событиям, адаптивность и понимание, что я смогу. Мы можем и должны знать свои сильные стороны, а также уметь опираться на них.