Любопытство губит кошек, но помогает бизнес-аналитикам.

31 августа 2021

Когда проект удалось реализовать в рамках оговоренных сроков и бюджета, все стороны процесса облегчённо вздыхают и радостно аплодируют. Почему же, спустя некоторое время, обнаруживаются неприятные факты и проект начинают считать провальным? А именно: большинство функций программы пользователями не применяется, работа компании и её показатели не улучшаются, роста бизнеса не происходит?!

Всё потому, что требования и желания клиента не были исследованы в достаточной степени. Бизнес-аналитик не определил, что на самом деле клиенту нужно. Он услышал лишь пожелания и предположения заказчика.

В этом случаю аналитику не хватило такого софт скилла, как обычное здоровое любопытство. Тогда бы он задавал вопросы, предлагал альтернативы, интересовался мелочами и, разложив всё по полочкам, в результате предложил вариант, решающий проблему клиента полностью.

Любопытство определяется как «желание знать» и имеет синоним - любознательность. Как говорил Альберт Эйнштейн: «Любопытство важнее знаний». Так какие же действия совершают любопытные ВА?

  • Они задают вопросы: умные и не очень, чтобы лучше разобраться в ситуации. Спрашивают и ждут, что им ответят. Углубляются в исключения и существующие проблемы. Задают вопросы «Почему?», «Как мы можем?», «Чего вы больше не хотите повторять?», и не отказываются выслушивать жалобы. Да, и составляют список вопросов заранее.
  • Бизнес-аналитики проявляют любопытство, даже когда все кажется ясным. Они предлагают всем заинтересованным сторонам зондирующие вопросы и исследуют варианты и альтернативы вместо того, чтобы принять первое предложенное решение.
  • Не ограничиваются только собеседованиями, используют различные методы, чтобы выявить проектные требования. При сборе данных превращают их в полезные материалы и идеи: из неизвестного в известное и понятное.
  • ВА не боятся чувствовать себя глупыми или назойливыми. Между прочим, заказчики считают более компетентными тех людей, которые задают вопросы и демонстрируют свою заинтересованность в деле. Согласно исследованиям, любопытство сотрудников жизненно важно для работы компании: оно улучшает взаимодействие и сотрудничество в коллективе и помогает в работе с клиентами.
  • Думают наперёд и пробуют себя в роли заказчика. Пытаются представить, как будет выглядеть конечный продукт, когда работа будет закончена. «Что, если…?» - отличный вопрос для своевременного выявления дополнительных возможностей или рисков.
  • Задействуют ключевые заинтересованные стороны для проверки правильности своих предположений. Они не соглашаются во всём со стейкхолдерами, а предлагают свою точку зрения и обосновывают собственные идеи.
  • Аналитики интересуются, что делали другие специалисты или компании для решения аналогичных задач и творчески подходят к сложным ситуациям. Меняют отношение к восприятию проблем и добавляют юмора в свою каждодневную работу!

Огромное количество усилий и денег ежегодно тратится на внедрение решений, которые не соответствуют ожиданиям или потребностям бизнеса. И, чтобы этого не происходило, помните: хороший бизнес-аналитик не полагается на факты и доказательства, лежащие на поверхности. Он копает глубже, чтобы найти действительно интересную и содержательную информацию. Ведь большинство удивительных открытий и изобретений человечества являются результатом любопытства!

Похожие темы