Usability как необходимое условие выживания

Юзабилити – это атрибут качества, который оценивает, насколько просты и эффективны в использовании пользовательские интерфейсы: веб-сайты, программное обеспечение, устройства или приложения.

Юзабилити (удобство использования) представляет собой комбинацию факторов, в числе которых:

Интуитивно понятный дизайн: легкое понимание архитектуры и навигации по сайту.
Легкость обучения: насколько легко после изучения дизайна пользователь совершает необходимые действия.
Эффективность использования: насколько быстро опытный пользователь может выполнять поставленные задачи.
Запоминаемость: легко ли восстанавливает пользователь свои прошлые навыки при будущих посещениях сайта.
Частота и серьезность ошибок: как часто совершаются ошибки, насколько они серьёзны и легко ли их исправить.
Полезность: функционален ли сайт и выполняет ли то, что нужно пользователю.
Субъективное удовлетворение: нравится ли клиенту пользоваться сайтом.

Кто же следит за выполнением этих условий, чтобы внедрить продукт надлежащего качества? Это мастера на все руки – Бизнес-аналитик и UX-специалист (специалист по юзабилити).

Аналитик должен понимать требования к продукту и потребности конечных пользователей. ВА предоставляет чёткие инструкции для разработки логических порядков навигации вместе с правильными порядками вкладок и не забывает про организационный брендинг: определенные нормы использования логотипов, цветовых комбинаций страниц, шрифтов и меню, которые в каждой компании обычно чётко определены. Участие в создании прототипа продукта, выполнении тестирования и обратная связь тоже входят в сферу деятельности аналитика.

UX-специалиста многие считают и дизайнером, и инженером, и тестировщиком. Он следит за тем, как продукт используется конечным потребителем, и предлагает различные варианты улучшения этого взаимодействия. UX-дизайнер проводит пользовательские тесты лично, определяет слабые и сильные стороны продукта, разрабатывает технические задания и тестирует прототипы на людях. Обязательно анализирует конечный результат – насколько удобен сайт или приложение, каков уровень удовлетворённости заказчика, получил ли они желаемое?

Удобство использования измеряется в ходе сеансов юзабилити-тестирования и выполняется как на самых ранних этапах разработки, так и по мере выпуска программного обеспечения. Оценка может выполняться бизнес-аналитиками, специалистами по проверке качества или юзабилити-тестерами. Обычно приглашённым пользователям предлагается выполнить ряд задач. В это время поведение пользователей, включая эмоциональные реакции, производительность и эффективность – документируется, и анализ полученных тестовых данных используется для внесения изменений в дизайн и повышения удобства использования приложений/сайтов. Сеансы тестирования могут быть дополнены опросами до и после тестирования для сбора информации и отзывов пользователей.

Специалисты по юзабилити имеют уникальные методы и приемы, нацеленные на создание дизайна, ориентированного на пользователя, а бизнес-аналитики напрямую взаимодействуют с бизнесом, чтобы точнее определить его потребности. При этом существует много общего в работе ВА и UX-специалистов, и на практике их роли часто пересекаются. Принципы, ориентированные на пользователя, применяются и в бизнес-анализе. Но всегда следует помнить об основной цели – эффективное выполнение требований и ожиданий пользователей.

Похожие темы