По ту сторону собеседования. Кристина Кудрявцева, Leadership Sourcer в Facebook.

01 февраля 2021

В современных реалиях, когда мир постоянно меняется, важно всегда следить за тенденциями, чтобы понимать, как нужно себя вести и к чему готовиться. Поиск работы - это, наверное, один из самых волнительных вопросов, ведь “как раньше” - уже не работает, а “как будет” - только формируется. Можно ли что-то сделать, чтобы почувствовать себя хоть чуточку увереннее? Да, и SkillsUp уже начал работать над этим. 

Представляем вашему вниманию серию интервью с HR-специалистами из разных компаний и точек на карте мира, которые готовы поделиться своим видением ситуации на рынке вакансий и дать парочку советов для тех, кто находится в поиске. 

Сегодня на наши вопросы отвечает Кристина Кудрявцева, Leadership Sourcer в корпорации Facebook.

– Расскажите немного о себе. 

– Привет :) Я Кристина Кудрявцева (Лаврентьева), родилась в 1991 году в городе Днепр, Украина. Работаю в сфере подбора персонала с 2012 года, в котором я стала первым сотрудником Relocate.me - нишевого агентства по подбору персонала в сфере IT.  Его цель - объединение инновационных компаний с выдающимися инженерами-программистами со всего мира. Вначале мы в основном ориентировались на переезд инженеров из стран постсоветского пространства в ЕС и Великобританию. Там я научилась всему с нуля: подбор персонала, технологии, бизнес. Первые 1,5 года мы работали круглосуточно и без выходных, и только потом компания стала прибыльной и начала нанимать больше сотрудников. 

В 2016 году я переехала в Израиль, присоединившись к программе MACA в Хайфе. В 2017 году получила свою первую местную работу в потрясающем стартапе - Keepgo, который создавал портативное устройство с технологией виртуальной сим-карты, позволяющее иметь подключение к Интернету в любой точке мира! К сожалению, компания закрылась через 8 месяцев по финансовым причинам. 

К счастью, это открыло для меня новые возможности, и вот я здесь - 3,5 года в Facebook. Я начинала как Technical Sourcer (первый в Тель-Авиве) и почти два года назад перешла в Leadership - занимаюсь поиском технических менеджеров (Engineering Managers) в Тель-Авиве и Лондоне.

– 2020 остался позади. И мы в самом начале 2021. Какие главные выводы мы должны взять из 2020, чтобы быть “во всеоружии” для 2021? 

– Это был тяжелый год для всех: для каждого по-своему. Я лично узнала, что могу работать дома и даже получать от этого удовольствие. Это не так очевидно для человека, который не представлял своей жизни без общественных мероприятий, новых знакомств, впечатлений и путешествий.

  1. Гибкость и приспособляемость - самые важные качества не только во время кризиса, но и в обычное время, поскольку все мы живем в очень динамичный период, когда все меняется. Есть несколько важных скиллов, которые могут помочь: научиться быть открытыми к новым путям и решениям, а также гибкими к изменениям. Вода никогда не борется с препятствиями, она просто приспосабливается и течет вокруг них. Поэтому нам всем нужно быть немного водой, что не должно быть сложной задачей, поскольку мы в основном состоим из нее. 
  2. Стойкость (Психологическая резилентность) стала одним из самых ценных качеств в 2020 году, поскольку многие из нас не были готовы к тому количеству изменений и стресса, которые выпали на нас. В Facebook мы уделяем много внимания поиску правильного баланса между работой и личной жизнью (включая время для себя). Вы просто не можете быть мотивированы и продуктивны, когда не в равновесии с самим собой.
  3. Еще одна важная часть - уметь определить свой фокус и направить его на самое важное. Одна из ценностей компании - Focus on impact (фокус на влиянии). Самая большая проблема - понять, каким вы видите свое влияние на компанию / продукт / команду или даже мир. Когда фокус определен, вам нужно только начать с первого шага и не останавливаться. Это очень похоже на жизнь, когда определение того, чего вы действительно хотите и что для вас важно, является стержнем всего остального. Когда вы правильно используете свою энергию, становится намного легче найти баланс в жизни.

Я думаю, что мы многому научились в течение 2020 года, и в ближайшие годы нам предстоит еще больше узнать о Мире вокруг нас и о себе. Подводя итог, я хотела бы сосредоточиться на адаптивности и гибкости, нахождении вашего баланса в жизни и инструментах для повышения своей устойчивости.

– Как эти перемены повлияли на day-to-day activity сотрудников вашей компании? Как изменился их рабочий день? График? Условия работы?

– В марте 2020 года мы во всем мире перешли на модель WFH (work from home - работа из дома). Компания поставила здоровье сотрудников превыше всего. Мы по-прежнему внимательно следим за ситуацией в каждой стране, где расположены офисы Facebook, чтобы понять, когда и как мы сможем постепенно вернуться к «new normal» - новой реальности.

Как компания, мы всегда были очень гибкими с точки зрения рабочего времени, поскольку основное внимание в компании, как я уже упоминала в предыдущем вопросе - на Impact. «Что» гораздо важнее, чем «Как» (с точки зрения часов, которые вы тратите, вашего личного графика и т. д.). Некоторые сотрудники приходили в офис очень рано, некоторые позже и задерживались допоздна. Мы твердо верим, что наши люди знают, как распоряжаться своим временем и каковы их цели, и даем им свободу выбора в том, «как» их достичь. 

Хочу отметить, что менеджеры всегда рядом, чтобы поддержать людей и помочь им добиться успеха. Я почувствовала это, как никогда раньше, в ситуации с Covid-19. Руководство поддерживало нас разными способами, начиная с бонуса в качестве поддержки в удаленной работе и заканчивая возможностью взять административный отпуск, если нам нужно позаботиться о близких и родственниках в связи с глобальной пандемией. Но еще важнее быть чуткими к ситуации каждого, поддерживать и понимать друг друга. Я до сих пор очень горжусь тем, как мы отреагировали на эту сложную ситуацию внутри компании. 

В качестве еще одного примера, мы выделили неделю Благодарения во всем мире, потому что “так важно иметь возможность взять отпуск и посвятить себя любимым и сосредоточиться на вещах, которые наиболее важны в эти трудные времена”.

Что касается набора персонала, эта ситуация изменила нашу точку зрения - сейчас мы открыли 100% возможности удаленной работы. Я считаю, что тот факт, что мы всегда были открытыми и гибкими, очень помог нам адаптироваться к новым реалиям, но, конечно, работа еще продолжается.

– Как изменились требования к кандидатам на собеседовании? А к знанию английского языка и других иностранных (немецкий, французский) в связи с глобальным уходом на дистанционный формат работы? 

– Самым большим изменением был перевод всех интервью (любого типа) в онлайн-формат. Это потребовало некоторой корректировки с обеих сторон - интервьюеров, компании и интервьюируемых. Раньше мы практиковали онлайн-интервью как часть, но не как полный процесс. Тем не менее, это было быстрое и плавное изменение. Я думаю, что сейчас, в этих условиях, качество интернета с обеих сторон может иметь решающее значение для собеседований и требуется некоторая практика, чтобы иметь возможность полностью выразить себя в онлайн-формате. На технических собеседованиях мы начали использовать интерактивную доску, так что с ней тоже стоит попрактиковаться.

Как компания, мы прилагаем все усилия по предоставлению всех возможных условий и инструментов для кандидатов, чтобы достичь успеха, начиная от вариантов программного обеспечения и заканчивая подготовкой материалов и постоянной поддержкой от рекрутмента.

Что касается языка, то могу с уверенностью сказать, что все, чего я достигла в жизни, я достигла с помощью коммуникативных навыков и, в частности, владения английским языком. Для международных компаний это критически важный навык, и иногда знание английского может быть важнее знания местного языка. В моем случае - я все еще изучаю иврит :)

– Какие тенденции в сфере оплаты труда? Возможно, наличие каких-то навыков становится приоритетнее, чем было до этого? 

– Я не чувствую, что Covid-19 повлиял на заработную плату в индустрии высоких технологий (по крайней мере, когда мы говорим об Израиле), но определенно повлиял на рынок. С обеих точек зрения: сейчас может быть труднее найти работу и психологически сложнее сменить работу. Тенденции все время меняются. Опять же, наиболее важными качествами являются гибкость, стойкость и адаптивность.

– Какие тенденции в сфере вакансий? Возможно, как-то изменился спрос на разные уровни - Intern, Junior, Middle, Senior Lead? 

– Во времена социального дистанциирования и дезинформации Facebook играет критически важную роль, помогая соединять людей и обеспечивая каждому доступ к достоверной и точной информации. Мы по-прежнему нанимаем сотрудников для ролей разного уровня и сложности. Если говорить о рынке в целом, то интернам и специалистам уровня Junior может быть немного сложнее найти работу, поскольку удаленная среда усложняет процесс адаптации, обучения и наставничества (mentoring), но я искренне верю, что мы все находимся на пути к успешной адаптации. Потенциальным соискателям работы могу порекомендовать продемонстрировать на собеседовании качества и примеры самообучения и готовность проявить гибкость, приспособиться к текущей ситуации. В конце концов - мы переживаем этот период все вместе, всем Миром!

Я бы никогда не подумала, что люди могут присоединиться к компаниям, не встречаясь ни с кем F2F (face-to-face - лично), не посещая офис и т. д. Но это происходит. Мы сами являемся свидетелями этих изменений с помощью удаленного управления, удаленной командной деятельности, и я могу сказать, что действительно впечатлена творчеством и решимостью, с которыми люди подходят к этому.

– Какой запрос на технические (разработчики, тестировщики, дизайнеры)/нетехнические (БА, ПМ, продакт-менеджеры) должности?

– Это сложный вопрос. Что касается технических требований, вы можете найти полное описание на нашей Career Page для многих локаций, но важно помнить, что ведущие компании не сосредотачиваются на конкретных инструментах или технологиях, поскольку они открыты для обучения людей. В Facebook я никогда не искала C++ или Java-разработчиков. Мы ищем ОТЛИЧНЫХ инженеров!

Что касается soft skills. Для нас важно понимать, что кандидаты могут решать проблемы, работать в динамичной среде, приспосабливаться к изменениям, работать в команде и очень быстро учиться. Как рекрутер, я не ищу эти качества в резюме в виде фраз - я ищу реальные примеры. Тот же подход мы используем в процессе собеседования. Я также всегда рекомендую изучить ценности компании и трачу некоторое время на то, чтобы понять ценности каждого кандидата и таким образом ищу «perfect match».

– Возможно, несколько советов для желающих пройти собеседование в вашу компанию: какие soft/hard навыки будут плюсом, на что обратить внимание при написании резюме и т.д.

– В дополнение к тому, что я упомянула в своем предыдущем ответе, я обычно ищу признаки отличия (excellence) и не зацикливаюсь на мелких требованиях. Отличием может быть: 

  • отличное образование, компания, продукт, рост в компании 
  • предпринимательство: создание собственного продукта, компании с нуля 
  • активное участие в конференциях, презентациях, проведение технических бесед, встреч
  • запись подкастов, ведение блогов 

Все это показывает взаимодействие с сообществом, интерес к тому, что вы делаете, и потребности в обмене знаниями. Если мы говорим о технических вакансиях: хороший профиль GitHub, StackOverflow может сыграть роль, а также портфолио для дизайнера.

Это может показаться невероятным, но самое главное во время собеседования - быть самим собой и знать, как показать свои сильные стороны. Как рекрутер и соискатель (более одного раза) я знаю, насколько важно помнить, что речь идет не только о компании, проводящей собеседование с вами, но и о том, что вы проводите собеседование с компанией.

Похожие темы