Кто такой продакт-менеджер? Или не все PM’ы - проджект-менеджеры

29 декабря 2020

В каждой компании наступает момент, когда она становится больше, чем стартап, и принцип работы «каждый отвечает понемногу за все» - уже не эффективен. Что это значит? Пришло время расписывать необходимые роли, чтобы знать, кто и зачем вам нужен.

В прошлый раз мы говорили о должности Project Manager’а. В этот раз хотим разобраться еще с одним PM - Product Manager, который только появляется на рынке труда и является незаменимой должностью для компаний, которые хотят расширяться, а также затронем отличия этой роли от роли проджект-менеджера. 

Кто такой Product Manager? 

Менеджер продукта - это человек, который отвечает за создание продукта или продуктов для компании. Что такое продукт? Это товар или услуга, которая создается специально для удовлетворения потребностей рынка. Продакт-менеджер работает с продуктом с момента зарождения идеи и вплоть до его «смерти». Продолжительность жизни продукта относительна и не имеет четко выраженных границ в отличие от проекта, который имеет четкие сроки и размер выделенного бюджета. 

Именно в этом главное отличие двух PM’ов: продакту важен продукт, а проджекту - процесс реализации. К тому же, как правило, один продукт - это целый ряд проектов; в то время как проект - не равно продукт.   

Задачи Product Manager’а

  1. Определить, кто является целевой аудиторией для продукта, и какие функции будут для нее первоочередными, а какие - второстепенными.
  2. Проанализировать рынок аналогичных продуктов, чтобы понимать, какие потребности ЦА они закрывают и каким образом. 
  3. Решить, как можно привлекать пользователей (внутренний продукт) и клиентов, получать от них оплаты, а также как поддерживать их лояльность продукту (внешний рынок). 
  4. Определить, почему клиенты прекращают пользоваться продуктом (технические недостатки, высокая цена, неподходящий функционал).
  5. Создавать и проверять гипотезы, чтобы потом писать технические задания командам.  
  6. Принимать решения о том, нужно ли вообще создавать новый продукт.
  7. Контролировать жизненный цикл продукта и его прибыльность. 

Цитата Марти Кэгана из книги «Вдохновенный: как создавать продукты-хиты» хорошо  описывает две роли и чем они отличаются в плане задач: «Менеджер продукта должен разработать правильный продукт, а менеджер проекта отвечает за правильную разработку продукта». 

Обязанности менеджера продукта

  1. Написание и проверка гипотез.
  2. Общение с клиентами.
  3. Анализ продукта, его недостатков и сильных сторон. 
  4. Анализ рынка, целевой аудитории, конкурентов с дальнейшим документированием.
  5. Написание требований к продукту и согласование функционала с командой разработки, согласование MVP.
  6. Согласование цен, программ лояльности, работа с прототипами и проведение демонстраций для получения обратной связи. 
  7. Запуск продукта, контроль его релизов, работа  над новым функционалом для соответствия требованиям рынка. 

Продакт-менеджер работает с заказчиком, с потенциальными пользователями продукта, с командой разработки. Его главный показатель - это прибыль, которую приносит разработанный им продукт. В то время как проджект-менеджер больше сконцентрирован на технической стороне вопроса - успеть сделать все в определенные сроки, вложиться в бюджет, поддерживать благоприятную атмосферу внутри команды и успешно закрыть отдельный проект (который будет только вехой в создании продукта).

Для кого подходит должность Product Manager

Работодатели видят в этой должности человека с образованием в области маркетинга, менеджмента или экономики, который умеет анализировать и систематизировать большие объемы данных, понимает, как выглядит путь клиента, имеет опыт работы с гибкими методологиями, готов быстро изучить домен и понять его особенности. Также очень важны коммуникативные навыки для получения правильной обратной связи от потенциальных клиентов и работы с командами. 

Средняя зарплата для продакт-менеджера, у которого менее 1 года опыта согласно dou.ua - $950, а после 4 лет работы на этой позиции уже можно говорить о $2000. 

Данная роль - это отличная перспектива, так как она позволяет расти в разные управленческие роли, вплоть до CEO. 

В современных реалиях роль менеджера по продукту часто является второй ролью для бизнес-аналитика, проджект-менеджера, а порою - тестировщика или разработчика. Для проекта в целом очень полезно, если члены команды надевают шляпу продакт-менеджера, чтобы понять, насколько то, что они делают, будет соответствовать ожиданиям их пользователей. 

Мы готовы предложить вам обучиться «Управлению продуктом» на нашем новом курсе! Это перспективная профессия, которая пользуется спросом на рынке труда, но количество кандидатов еще достаточно мало. Будьте проактивными - обучайтесь тому, что будет актуально через пару лет!